Масаи

Наверное, ни одно вдумчивое путешествие по Кении или Танзании не обходится без масаев. Точнее, и не вдумчивое без них не обойдется, потому что они часто охраняют лоджи, мелькают по саванне, пытаются впарить безделушки на въездах в национальные парки и т.п. Но многие едут в масайскую деревню, чтобы познакомиться с их бытом и пофотографировать их в естественной среде обитания. Определенные планы были и у меня. Поэтому мы с энтузиазмом восприняли предложение гида во время вечернего сафари по Амбосели заехать в масайскую деревню. Визит стал в определенной степени разочарованием… Но все по порядку. Небольшая выдержка из статьи о масаях в Википедии, которая характеризует современное состояние масаев. Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев. И сейчас масаи продолжают хаотично «атаковать» туристов, выклянчивая милостыню, и все так же не участвуют в разделе высоких доходов от сафари. Масаи не разрешают себя свободно фотографировать без платы и ревностно относятся к перепечатке «пиратских» фотографий. Гид сразу предупредил, что посещение деревни, включая возможность фотографировать, обойдется нам в 2000 шиллингов (прим. 25 USD) с человека. Причем платим один раз «гиду» и любые попытки потом еще развести нас на деньги нужно пресекать на корню. Как видно на фото, деревня находится в живописном месте с видом на Килиманджаро. У входа нас встретил гид, который представился сыном вождя, в сопровождении директора местной школы. После того, как деньги перекочевали в руки сына вождя, для нас устроили представление под названием «встреча масаями гостя». Специально подготовленные жители деревни вышли на площадку перед входом для приветственной песни и танца Потребовалось немного времени, чтобы понять, что художественная самодеятельность будет сопровождать нас на всем протяжении визита в деревню, а, соответственно, естественных кадров — минимум. Оставалось довольствоваться перерывами между сценами, чтобы снять хоть что-то более-менее натуральное.

И собственно, сам концерт После приветственного ритуала нас пригласили пройти в саму деревню. Надо отдать должное, что экскурсия в определенной степени информативная. Вы узнаете, что масаи строят деревню в форме кольца, каркас хижин сооружается из специальных пород деревьев, которые не по вкусу термитам. На каркас кладется коровий навоз. Его основное преимущество как строительного материала в том, что на жаре он затвердевает и не пропускает воду. Далее следует демонстрация добычи огня Огонь добылся в течение приблизительно минут трех. После этого нам продемонстрировали два пучка деревяшек и  рассказали об основах масайского собирательства. Упор был сделан на две области применения природных ресурсов:

1. Борьба с малярией. Если масай заболевает этой болезнью, он заваривает себе сучков из первого пучка и уходит в саванну. Там его тошнит до степени полного очищения организма, в том числе от возбудителей малярии.

2. Для понимания важности второго пучка необходимо знание того факта, что масаи проповедуют многоженство. 8 — 10 жен — нормальное явление в традиционной жизни. Жены требуют мужского внимания, поэтому, употребив в заваренном виде веточек из второго пучка, любой масай мужского пола способен за ночь осчастливить всех своих жен. Кстати, верхнее фото наглядно демонстрирует традиционный масайский мужской взгляд на жизнь. Смысл в том, что масаи ассоциируют себя с хозяевами саванн — львами и строят свою жизнь согласно львиному укладу жизни — самцы отвечают за охрану территории и оплодотворение самок, а последние — за пропитание и воспитание потомства. Поэтому частенько можно встретить группу мужчин-масаев, общающихся в тени деревьев в то время, когда женщины носят дрова, готовят еду, воспитывают детей, строят и обмазывают хижины и т.п. Чуть позднее в поездке мы узнали, что культура масаев гораздо богаче двух пучков деревяшек. Например, для ухода за телом они используют в качестве скраба шершавые листья какого-то кустарника. Собираясь на общественное мероприятие, будь то свадьба или еще какой торжественный повод они опять же натирают свое тело листьями приятно пахнущего кустарника. Масаи недаром считаются грозой львов. Есть такое понятие  — колокольчик масаев. Говорят, что если лев слышит звук этого колокольчика, то он начинает в беспокойстве оглядываться. Подобно львам масаи пьют коровью кровь, смешанную с молоком. Чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Но тем не менее то, что мы увидели в деревне, слабо напоминало «хозяев саванны». Несомненно, масаи находятся под сумасшедшим прессингом цивилизации и мечутся между желанием сохранить собственные традиции с одной стороны и воспользоваться плодами прогресса (которые демонстрируют многочисленные туристы) с другой. Хочется верить, что они найдут золотую середину и этого мальчонку ждет интересная судьба «нового масая» :).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s