Сафари в Калахари

В общем и целом принцип сафари очень прост — сели в джип и поехали, куда глаза глядят везёт рейнджер, он же гид. Но на этом, наверное, общее и заканчивается и начинаются различия в зависимости от национального парка или заповедника. Сафари парки и зоопарки в расчёт не берём. Различаются ландшафты и пейзажи, набор животных и их плотность, их пуганность или непуганность, возможность съехать с дороги или категорический запрет на это и т.д. и т.п. У частных заповедников Калахари, по крайней мере там, где довелось побывать, главная фишка — это, пожалуй, львы. День перелёта из Окаванго в Калахари — единственный день в моей жизни, когда я увидел разные прайды львов в двух разных заповедниках.

Кроме того есть много других особенностей по сравнению даже с сафари в дельте Окаванго, не говоря уже о Кении и Танзании или Намибии. Попробуем разобраться. После пяти дней в национальном парке Чобе и дельте реки Окаванго было интересно посмотреть, чем богаты пески Калахари. Как это часто бывает в Ботсване, чтобы добраться до приглянувшегося вам заповедника, лучше воспользоваться услугами малой авиации. Небольшой городок Маун в центре страны часто называют столицей сафари в Ботсване, а его аэропорт, я думаю, крупнейший сафарийный транспортный узел в мире. Здесь базируются многочисленные компании малой авиации Ботсваны: Safari Air, Mac Air, Wilderness Air, Moremi Air и др.

Именно отсюда либо начинают своё путешествие по Ботсване, либо заканчивают его здесь большинство поклонников сафари. Пока мы ждали разрешения на вылет (порядка пяти минут), перед нами приземлилось 6 лёгких самолётов различных авиакомпаний.

00

Сам перелёт над Калахари — занятие скучное: однообразные пейзажи под крылом не вдохновляют, хотя в самом начале попалась вот такая местная деревенька

1.

Через 30 минут пилот в лучших традициях Голливуда помахал пальцем вниз, мол, вот здесь, дорогой, ты и проведёшь ближайшие 4 дня. Так выглядит Центральное Калахари сверху.

2.

А так снизу. Калахари скорее полу-пустыня по растительности и пустыня по количеству осадков или точнее, их отсутствию. Но в зелёный сезон (а декабрь — весна в южном полушарии) назвать то, что видишь вокруг, пустыней язык не поворачивается.

3.

Немного об условиях проживания. Из четырёх ночей две ночи я провёл в Deception Valley Lodge и оставшиеся две ночи в находящемся рядом Haina Kalahari Camp. Deception Valley Lodge назван в честь высохшего русла реки. Deception Valley в переводе — обманчивая долина. Согласно бушменской легенде когда-то здесь протекала река, от которой осталось лишь поросшее травой русло. В жаркие летние месяцы нагретый воздух создаёт иллюзию воды в долине реки, что часто вводило в заблуждение отчаявшихся странников. DVL, как называют лодж в округе, — полноценный лодж, немного не дотягивающий до 5-ти звёзд (официальная классификация — четыре звезды). Каждый номер — это отдельно стоящее бунгало со спальней…

4.

5.

Гостиной…

6.

И санузлом я бы назвал это жизненным центом номера :)) В 50-градусную жару вода — источник жизни в Калахари. Особенно хорош душ на открытом воздухе.

7.

Haina Kalahari Camp носит имя одного из близлежащих холмов Haina Hill. Это классический африканский кэмп со всеми удобствами: кровать, туалет, умывальники, душ на открытом воздухе, чай — кофе, правда на примусном подогреве.

8.

Несмотря на дополнительный сайдинг вокруг шатра, Haina — единственный кэмп за все десять дней путешествия по Ботсване, в котором я просыпался с восходом солнца от достаточно громких звуков бурления дикой африканской жизни прямо за стенками палатки буквально в паре метров от меня. По утрам всё пространство перед входом было истоптано следами диких животных и птиц.

9.

Но давайте перейдём уже наконец к сафари. Многие лоджи и кэмпы в Калахари используют в качестве треккеров бушменов. Их охотничьи навыки позволяют им видеть то, чего в пустыне мы не видим и не знаем, а умение читать следы животных даёт им понимание того, что происходило вокруг недавно и куда надо ехать. Треккеры занимают специально оборудованное для них место на бампере сафарийного джиппа. Так выглядит выезд на сафари в Deception Valley Lodge.

10.

Первым попадается шакал. Их в Калахари много и по сравнению, например, с намибийскими шакалами в национальном парке Этоша они выглядят более ухоженными и симпатичными.

11.

Рядам с дорогой наш треккер разглядел африканскую роющую лягушку или лягушку-быка (bull frog). Это самый большой вид лягушек, взрослые самцы достигают в длину до 25 см и весят до 2 кг. Лягушка зубастая и может больно укусить. Питается всем, что может проглотить: насекомые, другие рептилии и земноводные, грызуны и даже небольшие птицы. Короче, проглот ещё тот 🙂

12.

В самом начале сафари наш треккер и гид реально оконфузились. Мы фактически проехали мимо лежащей под деревом у дороги львицы. Если бы не бдительность пассажиров джипа, то она так бы осталась незамеченной.

13.

Львица не особо была рада нашему присутствию и вскоре ушла.

13а

После конфуза с львицей нашим гидам необходимо было реабилитироваться и показать все свои навыки и умения. Они несколько раз останавливались, внимательно рассматривали следы на дороге, уходили на несколько минут в глубь кустарника и возвращались. После одного из таких походов они радостно сообщили, что нашли большой львиный прайд. Ещё одна специфика сафари в Калахари. Дорога является как бы лакмусовой бумажкой на которой животные оставляют свои следы. Задача треккера определить как давно и в какую сторону дорогу пересекали те или иные животные, а дальше уже начинается продирание на джипе через густой кустарник. В нашем случае в метрах пятистах от дороги в густых зарослях кустарника на поляне мы наткнулись на такую вот банду, состоящую из льва, двух львиц и девяти восьмимесячных львят.

14.

Как и в любой многодетной семье, в львином прайде обязательно найдется один самый активный и любознательный. За время, пока другие просто лежали в полусонном состоянии, он успел немного порычать на нас…

15.

Подлизаться к матери…

16.

Устроить кучу малу…

17.

18.

И погоняться за нашим джипом :))

19.

Остальные в это время лишь иногда отрывали свои морды от земли и зевали.

20.

Самый активный же, даже во время игры контролировал нас. Наверное, вырастет будущий доминантный самец 🙂

21.

Со львами мы провели, наверное, часа полтора — два. За всё это время самец безмятежно спал в кустах с одной из самок, лишь однажды удостоив нас своим выходом на минуту для сладкого зевка (см . первое фото).

21а

Закат мы встретили со львами и возвращались в лодж уже затемно, периодически останавливаясь у таких вот дорожных патрулей 🙂

22.

Необходимо отметить, что львы Калахари считаются отдельным подвидом африканских львов. У них более тёмный окрас, а у самцов более тёмная грива (их ещё называют черногривыми львами). Тело немного крупнее. Львы Калахари могут обходиться без водопоя до двух недель, получая необходимую влагу из добычи. Они менее активны в дневное время. На следующее утро мы буквально уткнулись в наших старых знакомых, лежащих прямо на дороге. Представьте себе ощущения треккера, сидящего на бампере 🙂

23.

24.

Как  я уже писал выше, шакалы в Калахари очень милы и дружелюбны.

25.

Антилопы куду. Самцы живут обычно по одиночке либо небольшими холостяцкими группами, объединяясь с самками только в период спаривания. Самцы достаточно миролюбивы, но иногда могут выяснять отношения друг с другом. Собственно, для этого им и рога. Известны случаи, когда самцы во время поединка переплетались рогами настолько, что потом не могли разойтись. В этом случае участь их печальна: если не погибнут от зубов какого-нибудь хищника, то умрут от голода или жажды.

26.

Это добра хватает во всей Африке.

27.

Говорят, в пустыне много хамелеонов, но мы увидели только одного, и то, когда нам его поднесли буквально под нос 🙂

28.

29.

Небольшая антилопа стинбок. В случае опасности эти антилопы замирают, справедливо полагая, что их маленький рост (45 — 60 см) и окрас помогут им слиться с окружающей средой и остаться незамеченными. Если этот фокус не проходит, стинбоки спасаются бегством по зигзагообразной траектории. Самец и самка ведут одиночный образ жизни, объединяясь только на период спаривания. Вместе с тем британские учёные доказали существует мнение, что пара постоянно проживает на одной общей территории и каждый из партнёров знает о передвижениях другого по помёту, который тот оставляет по маршруту. Вот такая конспирация 🙂

30.

С птицами, конечно, в Калахари не так богато, как в Окаванго, но тоже кое-что летает 🙂

31.

И на закуску Deception Valley оставил нам жирафов в виде такого Горыныча 🙂

32.

Haina Kalahari — сосед Deception Valley. Но у каждого заповедника есть свои львы.

33.

Иногда во время сафари на дорогу выбегают кролики.

34.

А иногда и антилопы куду 🙂

35

В Африке по аналогии с большой пятёркой, в которую входят лев, леопард, слон, буйвол и носорог, существует и малая пятёрка. Леопардовая черепаха как раз является представителем этой малой пятёрки. Кроме неё туда входят жук-носорог, львиный муравей (lionant), буйволиный ткачик (Buffalo Weaver) и слоновая землеройка (Elephant shrew).

36.

Самка стинбока с детёнышем.

37.

Из птиц в Калахари больше всего сов. Причём у большинства отличный камуфляж.

38.

Пушок птенца, конечно, отсвечивает на солнце, но через него уже пробиваются настоящие взрослые перья. Вообще весна на Юге Африки вообще и в Калахари в частности интересна тем, что большинство птиц и млекопитающих в это время выводят своё потомство, поэтому можно полюбоваться не только на взрослых животных, но и на малышей.

39.

40.

Самки антилоп гну тоже живут холостяцкими группами, но отсутствие рогов не позволяет им делать те глупости, которыми занимаются самцы 🙂

41.

И в заключение о погоде. Весной в Калахари вероятны кратковременные ливни с грозами, когда на казалось бы безоблачное небо внезапно набегают тучи и вы видите приближение дождя. Прятаться и убегать бесполезно. Единственное, что остаётся, — надеть дождевик и получить удовольствие.

42.

После прохода тучи вновь появляется солнце и над пустыней встаёт радуга, а в нашем случае двойная.

43.

Закатное небо Калахари

44.

45.

Последний африканский sundowner в 2014 г. прошел на взлётном поле в компании этого самца антилопы гну. В период спаривания самцы гну формируют свою небольшую территорию (ок 3000 кв. м), на которую стараются затащить привлечь самок. Этому же понравилось открытое пространство взлётно-посадочной полосы. Он не особо возражал, что мы выпьем по стаканчику джина с тоником на его территории, но смотрел на нас осуждающе 🙂

46

Утреннее сафари перед вылетом. Попытались найти самую крупную антилопу — эланда (она же антилопа Кана), но попался только сернобык (он же орикс или гемсбок)

47.

И напоследок детский сад импал

48.

Вот и всё, под крылом лёгкого самолёта весеннее Калахари, а впереди три пересадки по пути домой 🙂

49.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.