Малая авиация играет значительную роль в индустрии сафари стран Африки. Как правило сафари-тур включает в себя посещение нескольких национальных парков. Передвижение между парками возможно как по земле, так и по воздуху на лёгких самолётах.

Иногда такие перелёты — возможность сэкономить время и сделать поездку более комфортной, а иногда — единственный возможный вариант добраться до удалённого национального парка или заповедника.
Трансфер по воздуху (air transfer), так иногда ещё называют перелёты на лёгких самолёта в Африке, предлагают практически во всех странах континента, где есть сафари: Кения, Танзаная, Уганда, Руанда, Ботсвана, Намибия, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, ЮАР. Давайте рассмотрим особенности каждой страны.
Ботсвана
Сафари в Ботсване очень тесно связано с малой авиацией. Перелёты на лёгких самолётах здесь часто единственный способ добраться до заповедников и частных концессий в дельте реки Окаванго. Именно поэтому международный аэропорт Маун считается столицей малой авиации для сафари на африканском континенте. Большинство любителей сафари начинают свои маршруты из Мауна.

В Мауне базируются основные компании малой авиации Ботсваны:
- Safari Air
- Mac Air
- Wilderness Air
- Moremi Air
Самолёты этих авиакомпаний доставляют туристов в отдалённые уголки дельты реки Окаванго, пустыни Калахари, заповедников Савути и Линьяти, а также в аэропорт Касане в национальном парке Чобе.

Ботсвана ценится среди любителей сафари своей нетронутой и дикой природой, большинство национальных парков и заповедников находятся вдали от цивилизации, поэтому часто малая авиация — единственный вариант добраться до интересующего вас места и полноценный маршрут с посещением дельты реки Окаванго или пустыни Калахари, солончаков Макгадикгади или Нкцаи Пан возможен только с использованием перелётов на лёгких самолётах.

Среднее время перелётов — от 25 минут до полутора часов.
Намибия
Намибия — невероятно красивая и интересная для туристов страна. Но не стоит забывать, что она вытянута с севера на юг на более чем 1500 км, и с запада на восток на 500 — 600 км. Достопримечательности разбросаны по всей территории Намибии от второго в мире по величине каньона (Fish River Canyon) на юге до национального парка Этоша ближе к северной границе с Анголой.
Туристические маршруты по Намибии чётко отработаны и проверены временем, чтобы исключить пустые дни. Захватывающие ландшафты страны делают наземные переезды увлекательными, но всё это требует времени. Поэтому, если вы ограничены во времени, но хочется охватить основные достопримечательности Намибии, на помощь приходит малая авиация.

К тому же, в Намибии также есть удалённые уголки, добраться куда можно только по воздуху, например, всемирно известный национальный парк Берег Скелетов или северные районы страны — регион Кунене и водопад Epupa Falls.
Для вылетов на сафари в Намибии (так называемое fly-in safari) используется второй аэропорт Виндхука с романтическим названием Eros Airport, а провожают в полёт такие вот симпатичные намибийки 😉

Вторая база малой авиации Намибии — Свакопмунд.
Кроме fly-in safari, когда перемещения между всему пунктами вашей программы осуществляются по воздуху, в Намибии есть воздушное такси (air taxi) на наиболее востребованных маршрутах, таких как Виндхук/Свакопмунд — Соссусфлей или Fish River Canyon.

А вот такие пейзажи можно увидеть из окна лёгкого самолёта во время полётов над Намибией. Неправда ли, похоже на Марс?
ЮАР
Туристическая инфраструктура в ЮАР развита очень хорошо и до любого национального парка или заповедника можно без проблем доехать на автотранспорте. С другой стороны, страна не маленькая, а большие расстояния требуют много времени. Поэтому основное предназначение малой авиации в ЮАР — экономия времени и комфорт.
Многие чартерные авиакомпании базируются в аэропорту Лансерия. Список этих компаний можно посмотреть на сайте аэропорта.
На рынке чартерных перевозок для сафари выделяется компания Federal Air. Именно с ней сотрудничают многие частные заповедники в районе парка Крюгера.

Замбия
Одна из главных достопримечательностей Замбии — водопад Виктория находится рядом с международным аэропортом Ливингстон и добраться сюда не представляет труда. А вот другие национальные парки страны (Южная Луангва и Нижнее Замбези) расположены в труднодоступных районах страны и оптимальным транспортом в этом случае является малая авиация. Чартерные перелёты в оба парка осуществляются из Лусаки, основной перевозчик — Proflight. Кроме того, ведущий сафари оператор Замбии компания Remote Africa Safaris обладает собственным парком лёгких самолётов и перелёты из Лусаки в кемпы и обратно уже включены в стоимость сафари.

Зимбабве
Если вы планируете сафари в Зимбабве, то наверняка захотите посетить водопад Виктория и национальный парк Хванге или Мана Пулс, а может быть и оба сразу. Если от водопада до Хванге можно без проблем доехать по земле, то для посещения Мана Пулс вам понадобится малая авиация, поскольку ехать до него по зимбабвийским дорогам очень долго и не комфортно.

Кения
Сафари индустрия в Кении одна из самых развитых в Африке. В стране много национальных парков, многие из них входят в высшую лигу континента. Передвижение между национальными парками и заповедниками не вызывает дискомфорта, а ландшафты и животный мир страны делают переезды интересными и увлекательными. Поэтому сафари в Кении вполне комфортно на автотранспорте. Между тем не все хотят тратить 5 — 7 часов на переезды между парками и выбирают fly-in safari.
Большинство чартерных перелётов в национальные парки и заповедники Кении осуществляется из столичного аэропорта Wilson.

Основной игрок на рынке малой авиации Кении — компания Safarilink, имеющая разветвлённую сеть регулярных перелётов из Найроби в национальные парки, а также между национальными парками и заповедниками. Вылеты осуществляются по расписанию один-два раза в день. Стоимость билетов — 200 — 250 $ в один конец.
Кроме того можно воспользоваться услугами компании Air Kanya, которая летает не только между национальными парками Кении, но также имеет международные маршруты между заповедниками Кении и Танзании, например, Масаи Мара — Серенгети, Масаи Мара — озеро Маньяра, и даже Масаи Мара — Энтеббе (Уганда).
Танзания
В Танзании, как и в Кении, наземные маршруты между национальными парками отработаны очень хорошо, особенно в наиболее популярной северной части страны. Но если вы не хотите терять время на переезды, можно воспользоваться услугами авиакомпаний Costal Air или Air Exel, которые организуют регулярные чартерные перелёты из Аруши, Килиманджаро и Дар-эс-Салама во все парки и заповедники страны, а также на Занзибар, острова Мафия и Пемба.

Уганда
В отличие от своих соседей Кении и Танзании в Уганде нет регулярных чартерных перелётов по расписанию в национальные парки и между ними. Тем не менее организовать индивидуальный чартерный перелёт на лёгком самолёте из Энтеббе в национальный парк Кибале или Бвинди, которые находятся на значительном расстоянии от международного аэропорта Энтеббе, не составляет проблемы. Это позволяет сэкономить время и добавить комфорта вашему путешествию по Уганде.

Руанда
Руанда — небольшая страна и на первый взгляд может показаться, что все национальные парки находятся близко друг от друга и легко достижимы наземным транспортом. К сожалению, это мнение немного ошибочно. Поскольку Руанда — страна холмистая, большинство дорог извилистые с ограничением скорости 40 км/ч и переезды занимают много времени. Если вы хотите сэкономить время, то компания Akagera Aviation организует вертолётные трансферы между национальными парками. Особенно это актуально при сочетании в маршруте национальных парков Акагера и Ньюнгве: по земле этот переезд займёт два дня с ночёвкой в Кигали, тогда как вертолётный трансфер займёт пару часов.

Как мы видим, несмотря на общее сходство в организации сафари с использованием малой авиации в каждой стране существуют свои особенности, которые необходимо учитывать. В Кении и Танзании самолёты летают по расписанию и вам придётся подгонять свой график под вылеты, в то время как в странах Южной Африки (Ботсвана, Намибия, ЮАР, Замбия, Зимбабве) малая авиация больше подстраивается под вас.
Вместе с тем, есть общие правила, которые следует знать, независимо от страны:
- При перелётах на лёгких самолётах существуют ограничения веса багажа — 12 — 15 кг. на человека
- Багаж должен быть в мягких сумках, жёсткие чемоданы не допускаются

- Рассадку пассажиров в салоне самолёта осуществляют с учётом необходимости его центровки, поэтому не всегда получится занять то место, какое хочется, хотя пилоты всегда стараются учитывать мнение пассажиров
- В национальных парках нет аэропортов. Приземляться и взлетать придётся с грунтовой взлётно-посадочной полосы. Иногда для этого приспосабливают даже пересохшие водоёмы.

- В большинстве заповедников и национальных парков прибыть на ВПП с рейнджером необходимо за 20 — 30 минут до приземления самолёта, чтобы убедиться, что на полосе нет диких животных.
- В отличие от большой авиации лёгкие самолёты летают только в светлое время суток. Более того, засветло ему надо вернуться обратно на базу.
Кроме комфорта и экономии времени есть ещё один очевидный плюс перелётов на лёгких самолётах по Африке. Каждый такой перелёт — это не просто воздушный трансфер, а живописный перелёт над ошеломляющими африканский ландшафтами и возможность посмотреть на Африку с высоты птичьего полёта.

Планируете путешествие в Африку? Организация поездки в страны континента требует учёта многих нюансов. Немного не там, немного не в то время — и вы можете пропустить самое интересное, впечатление от вашего путешествия будет смазанным. За 25 лет работы исключительно с Африкой мы досконально узнали особенности каждой страны, держим постоянный контакт с нашими проверенными партнёрами. К тому же мы просто любим Африку и хотим, чтобы Вы полюбили её также как мы.
Свяжитесь с нами и мы организуем африканское путешествие Вашей мечты. Мы всегда на связи и с удовольствием проконсультируем, подскажем, поможем.